besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Categories:

Театр






Один день из жизни города М. Краснодарский театр драмы
14 ноября, премьера. Занавес открывается, и зритель попадает в 19 век.
В дом первой дамы города Мордасова приехал гость., Мозгляков (М. Дубовский). Его рассказ - и речь, и танец. Создалось ощущение водевиля. Таким же лёгким, танцевальным было появление князя (А. Катунов). И совершенно фееричный выход Фарпухиной ( Ю. Романцова), не раз прерывавшийся аплодисментами. Какой же водевиль без музыки! В спектакле звучат три романса. В девятнадцатом веке каждая барышня занималась домашним музицированием. Мы слышим не только сольное исполнение романса, но и дуэт, и трио. А что тут удивительного? Все барыни были когда-то барышнями и брали уроки музыки.
Зина(Е.Белова). В ней нет жизни, её жизнь не дома, а в небольшой квартирке сельского учителя. Что б помочь любимому она готова выйти замуж за старика князя. Это для Васи, она поёт романс. И звучащая в песне любовь зажигает искру жизни в князе. Он преображается, вспоминает лучшее в его жизни, расправляет плечи, встаёт, он вновь молод: «Да!» Удар возвращает его к реальности. Бьют часы. И вот князь не красавец - денди рядом с дамой своего сердца, а испуганный старикашка под столом. Виконтесса оказалась лишь ведением в окне.
Окна первое, что мы видим в спектакле. Огромные, с белыми наличниками, и белым снегом, падающим в чёрной зимней ночи – действующие лица. Это замечательное режиссёрское решение. За окнами мы видим мысли наших героев. Зяблова(М.Грачёва) видит дуэль с соперницей, преграждающей ей путь к освобождению от власти богатой родственницы. Мария Александровна – яркую и звонкую Испанию, где она мечтает блистать в обществе. Князь – любовь своей молодости. Но это лишь призраки.
Хотя нет. У Марии Александровны есть шанс осуществить мечту. Для этого надо выдать дочь замуж за человека с деньгами. Вначале я думала, что Марья Александровна – танк. Она знает дорогу и будет переть прямо, по бездорожью; раздавит любого на своём пути. Но нет. Мария Александровна оказалась гибкой. Змеёй. Удавом. Уговаривает, обласкивает, но её объятия – удушающие кольца питона. Мы видим пострадавшего - мужа(Г.Хадышьян), который даже говорить не может в её присутствии. Или она просто гипнотизирует жертву, Мозглякова, как кролика. Удастся ли Зине вырваться? Кажется, смерть Васи, поможет её освобождению. Но уверенности нет.
Но главный герой – князь. Когда я думаю о сюжете, то не вижу ничего, что могло бы сделать этот образ драматичным, даже трагическим. Для остальных он – вещь, которую надо использовать. Все обращаются с ним как с вещью. Даже ямщик просто выкидывает его в снег. Это ранит князя. Он делится своей болью пусть и с дальним, но единственным родственником, больше не с кем. Рассказывает о своей мечте: жить на острове с доброжелательными людьми в доме, где всегда для него готов теплый пирожок.
Это потрясающая сцена. Ещё в первом акте я заметила свечу в подсвечнике на туалетном столике. На сцене нет случайных вещей. Мы видим тёмный вечер, князь рядом с зеркалом, и в отражении зыбкого пламени свечи ему чудится женщина. Где явь, где сон? Князю уже трудно различить. Поэтому Мозглякову так легко обмануть его. Уставший после разговора с родственничком старичок в домашнем халате сворачивается в кресле. И вдруг что-то ярко сверкнуло. Это бриллиант в кольце на руке князя. И сразу понимаешь, Это не полоумный старик, как считают окружающие, это Князь.
А кто же эта женщина, которая видится ему в снежной метели и полутёмном зеркале? Мот, гуляка, франт – вряд ли эта реальная женщина. У него наверняка было много увлечений. Это его молодость. Он и сейчас остаётся ей верен. Модный с иголочки костюм, пусть накладные, но стильные, как сейчас говорят, борода и усы. Конечно, время берёт своё. Как можно так сыграть, чтоб зритель одновременно видел и сумасшедшего старика, и больного усталого человека, и дворянина-князя! Таков талант нашего замечательного артиста Александра Катунова.
Ещё немного о деталях. Наверное, за них нужно поблагодарить художника (А.Климов). Зритель видит всё. Множество мелочей, которые и передают атмосферу времени
И печь изразцовая с чугунной заслонкой, и стол круглый с кружевной скатёркой, и что Дуняша(А. Савельева, она же Виконтесса, и Марфуша) вынесла не оцинкованное ведро, а деревянное. И монокль на цепочке, что подушка у князя вышита золотом, и салфетка тоже вышита. Фарпухина сказала: «Нас двое», и в окне появилась лошадь. А когда она уезжала, лошадь, проскакавшую за окном, провожали лаем собаки. В спектакле тщательно продумана каждая сцена, каждый жест, каждое слово.
А какие платья. Отлично соответствуют эпохе, а героям - по характеру, возрасту и социальному статусу. В какой-то момент я поймала себя на том, что рассматриваю цветы на платье Марьи Александровны.
Конечно, нельзя не сказать о рояле. Гнутые ножки в одном стиле со стульями, латунные колёсики, резной пюпитр. Очень красивый инструмент.
Что это было? Комедия - яркая, с юмором, с гротеском. Или драма - с любовью, с болью и трагическим концом. В спектакле их нельзя разделить. Как и в жизни.
Меня всегда поражало, как в голове талантливых людей рождаются идеи. Прочитал человек повесть, а увидел спектакль. Вроде бы то же, а всё другое. Напечатанный текст стал зримым. Появилось движение, звучание. Режиссёр, как композитор, создал партитуру для разных мастеров театра – артистов, художников и других. Он же и дирижёр. Взмахнул палочкой, занавес открылся. Принимайте. Браво режиссёру Вадиму Данцигеру!
Зал был полон. Зрители тепло принимали спектакль, по залу прокатывались волны смеха, аплодисментов. Иногда стояла звенящая тишина.
Спектакль окончен, овации, ещё и ещё раз: «Браво!».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments