besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Category:

Без слов

Сейчас по телевидению на многих каналах идут постоянно мини сериалы: фильмы по 4-8 серий. Поймала себя на том, что я не смотрю их, а слушаю. Правда, бывают случаи, когда посмотришь на экран, присядешь на диван и смотришь фильм. Но это не часто. Герои одинаковые, просто проговаривают текст, причём делают это без перерыва. В фильмах совсем нет сцен без слов.
А ведь это необычайно мощный приём. Недаром в Театре Моэма говорится: "Чем больше артист, тем больше у него пауза".
Хочу вспомнить фильм Знахарь. Не российский сериал, а шедевр Кшиштофа Занусси. Когда фильм вышел в прокат, мы жили во Львове. В кинотеатре Украина фильм шёл на польском языке. В то время в городе жило много поляков, и показ на польском всё продлевали и продлевали.
И это неудивительно. Как всегда бывает в шедеврах, в фильме важно всё - каждый жест, взгляд, интонация. В Знахаре несколько "немых" сцен. Например, одна из самых радостных и в то же время драматических сцен: сын хозяина мельницы начал ходить после вылеченного перелома ног. Косиба(знахарь) приносит парня и ставит его на ноги, тот медленно идёт к родителям. Мать опускается к его ногам обнимает их, смотрит на сына. Потрясающе, как меняется её взгляд и выражение лица отца. Все женщины плачут от счастья. А Косиба смотрит на свои руки: неужели это они сделали?
Или совсем короткий эпизод, почти кадр. Молодой аристократ влюбился в сироту-продавщицу. Родители объяснили, что она ему не пара, это неприлично. Герой должен сделать выбор: репутация или любовь. Кадр такой. Мы видим лицо, камера скользит вниз, рука с сигаретой и ниже пепельница, полная выкуренных сигарет. Без слов ясно, он делает свой выбор. Великолепная работа оператора.
Мастером таких эпизодов была Татьяна Лиознова.
Яркий пример - встреча Штирлица с женой в "Семнадцати мгновениях весны". Есть такие сцены и в других её фильмах. Например: "Три тополя на Плющихе". Несостоявшее свидание. Герой Ефремова ждёт в машине, а героиня Дорониной смотрит на него из окна. Молча они прощаются с чем-то светлым, может быть не понятным, но зовущим к счастью.
Ещё одна сцена из известнейшего советского фильма Чапаев братьев Васильевых. Полковник играет Лунную сонату, а его денщик натирает пол. Кажется, ничего необычного, пока мы не видим взгляда денщика, полного ненависти.
Не могу не вспомнить о потрясающем фильме Гамлет Григория Козинцева. Пьеса состоит из слов, но один из важнейших эпизодов заменён сценой без слов. Не возможно не восхитится гениальной игрой Смоктуновского. Я посмотрела это фильм во втором классе, до того как прочитала пьесу Шекспира. В пьесе Офелия рассказывает отцу, как на рассвете к ней пришёл Гамлет. Но в фильме это молчаливая сцена. Гамлет приходит в комнату Офелии, и мы видим то, что должны были услышать из уст девушки.
Кадр из этого эпизода



Можно выразить мысль, рассказав историю. А можно молча, жестом и даже взглядом.

Tags: Кино, Кино дома, фильм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment