besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Category:

Домашний кинотеатр. "Ещё раз про любовь". Часть 4

Раньше я писала в основном о сюжете, а сейчас о фильме в целом.
Что представляет из себя эпизод фильма сегодня. Либо герои разговаривают в декорациях, либо это активное действие. Почти нет пауз. Роль оператора принижена. А пауза, тем более художественная пауза, очень важна. Она позволяет подумать над прошедшим событием, оценить его, проникнуться настроением героев фильма, настроится на продолжение. Говорить может и взгляд, и жест. Замечательно передаёт настроение, создаёт настроение природа. Фильм чёрно-белый, но этом есть своя эстетика. Чёрно-белое - это контраст, это луч, это линия.
Кадр из фильма



Не хотелось бы отвлекаться от темы, но не удержусь. В 1962 в кинотеатре смотрели только что вышедший в прокат фильм Гамлет. Через некоторое время его показали по телевидению. О сцене с призраком моя мама сказала:"Эх, жалко, не в цвете. Так красиво: синий плащ развевается на фоне алой разгорающейся зари". На самом деле фильм чёрно-белый, и событие происходит ночью.
Оператор фильма "Ещё раз про любовь" Владимир Николаев.
... Евдокимов встречает Наташу после рейса прямо на взлётном поле. Мы видим их издалека. На поле самолёты, автобусы, змейкой идут пассажиры. В центре кадра две небольшие фигуры. Он и она. Евдокимов шагает широко, быстро, уверенно, как-будто идёт один. Рядом Наташа. Она не успевает, семенит, ни то идёт, ни то бежит. При этом она находится в своём мире, мире авиации, самолётов и аэропортов. А он? А он везде в своём мире. Сцена без слов. Просто идут два человека. Но мы можем оценит и их характеры, и их взаимоотношения. Интересно, как его на взлётное поле пустили.
Предфинальная сцена. Евдокимов уезжает "на альфу", на опытный полигон. Он ждёт звонка от Наташи. Времени не остаётся, телефон молчит. Он выходит на улицу и вдруг видит её. Он понимает, как ему не хватало её в эти минуты, как он любит её. Они прощаются. Мы видим долго-долго их протянутые друг к другу руки. Это любовь.
Прошло много лет, мир и люди изменились. Может быть сцена прощания кажется немного наивной, немного сентиментальной. Но меня трогает до сих пор, хотя я не первый раз смотрю этот фильм.
Конечно, "немые" сцены немыслимы без музыки. Музыка Флярковского, лёгкая, воздушная очень украшает фильм. И вот что интересно. Кажется мелодия одна, но она то грустная, то весёлая. Я бы сказала, очаровательная.
Единственно, чего я не понимаю в этом фильме, это финала. Для меня фильм заканчивается сценой прощания Наташи и Евдокимова. Зачем Родзинский обрёк героиню на гибель. Показать её героизм? Вряд ли. Может быть он хотел показать, что у героев нет общего будущего? Но это противоречит всему фильму.
Мне кажется, это дань моде. Да в кино есть своя мода. И на сюжеты, и на художественное оформление фильмов, и на финал. В то время часто фильмы часто оканчивались трагически. Можно привести много примеров тому. Несколько позже пришла мода на фильмы с "открытым финалом": "Пусть зритель додумает сам".
Такой тяжёлый финал, взрыв чувств, когда герой уходит по аллее в пустоту, переносит акцент с основной темы, темы любви, на неясно где родившуюся трагедию. Как говорил Штирлиц? Важно чем закончился разговор. Именно это останется в памяти. Поэтому, когда машина с Евдокимовым уезжает в ночь, я выключаю телевизор.





Tags: Домашний кинотеатр, Ещё раз про любовь, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment