besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Categories:

Семейные легенды. Полярные одиссеи летчика Фариха(13)

Первая запись об арктическом перелёте Москва-Уэлен-Москва. Это один из самых известных перелётов тридцатых годов прошлого века: Из Москвы, до Сибири, через Сибирь на восток, вдоль Северного морского пути и затем вернуться в Москву.

Предваряю историю перелёта большим рассказом самого лётчика Фабио Бруновича Фариха газете "Правда" от 3 февраля 1937 года (№ 35)

Арктический перелет Москва—Уэллен—Москва

Завтра утром предполагается дать старт грандиозному зимнему арктическому перелету по маршруту Москв — Уэллен — Москва. Самолет поведет известный летчик-орденоносец Ф. Б. Фарих.
Ниже печатается статья летчика Фариха о его перелете.

Зимой, когда бураны, метели, жестокий мороз отрезают Арктику от всей страны, мы должны проделать огромный воздушный путь вдоль Ледовитого океана. Задача трудная, и почетная. Из 20 тысяч километров нашего маршрута почти половина приходится на места, где ещё никогда не было зимой самолета. Мы пролетим и там, где самолет не бывал даже летом.
Мы начнем перелет в первой половине февраля. Из Москвы на самолете «АНТ-4» пойдем на Свердловск—Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск. Путь до Иркутска, протяжением около 5 тысяч километров, хорошо освоен советским летчиками. Здесь уже много лет летают самолеты с почтой и пассажирами. От Иркутска мы полетим по Лене до Якутска. Эта линия считается одной из самых тяжелых, наши северные летчики уж 9 лет летают по этой трассе и хорошо изучили ее.
За Якутском начинается один из наиболее ответственных этапов перелета. Мы полетим почти по прямой, держа курс на Оймекон и дальше к Средне-Колымску. До Оймекона уже летали в своё время Герой Советского Союза тов. Доронин и известный полярный летчик тов. Галышев. Но путь на Средне-Колымск и далее на Марково—Анадырь не проходил еще ни один самолет.
Нам предстоит лететь над сильно пересеченной местностью. Морозы в этих местах чрезвычайно сильны. В некоторые годы температура падала зимой до 70 градусов. При таких холодах нередко образуются дымки, затрудняющие и без того тяжелую ориентировку.
Далее наш путь пролегает по памятной всем трассе, где летали советские пилоты к лагерю Шмидта. Достигнув Уэллена, крайней северо-восточной точки Советского Союза, самолет резко повернет на запад. Мы полетим вдоль побережья Чукотского моря. За Уэлленом начинаются крутые, обрывистые, скалистые берега. Суровые скалы почти отвесно спускаются к морю. Здесь, в лагуне Ангуэмы, погибли смелые американские пилот Берланд и Эйльсон. Мне вместе с тов. Слепневым и Галышевым, летавшим на поиски погибших американцев, хорошо памятна эта катастрофа. Американские летчики пытались пробиться сквозь пургу и на высоте 10 метров налетели на скалистый берег...
Всё это — знакомые места. У мыса Шмидта мы оторвемся от берега и пролетим к острову Врангеля. Оттуда самолет пойдет на Колыму. Возможно, если это потребуется, мы посетим и остров Четырех-столбовый, где расположена полярная станция.
Вдоль побережья Северного Ледовитого океана наш самолет пройдет к бухте Тикси далее к бухте Нордвик. Здесь находятся богатые месторождения каменной соли и производятся интенсивные разведки на нефть. Весь участок от мыса Шмидт до Нордвика и далее к мысу Челюскин представляет большой интерес с точки зрения самолетовождения, так как в зимнее время здесь ещё никогда не летали. С мыса Челюскин мы полетим на остров Диксон, который превратился уже в настоящую столицу западной части Арктики. От Диксона самолет пойдет по прямой — на остров Белый, а затем мы выйдем на линию Вайгач—Архангельск, которую я проходил уж 6 раз.
Наконец, из Архангельска, замыкая кольцо перелета, мы вернемся в Москву. Перелет мы думаем совершить примерно за 120 летных часов. По пути мы посетим многие зимовки, доставим жителям Арктики письма от родных и друзей, газеты, книги, медикаменты.
Мы летим на испытанной советской машине «АНТ-4». Снабженной двумя моторами «М-17». Естественно, что для такого ответственного полета пришлось несколько приспособить самолет. Он будет установлен на лыжи, окованные нержавеющей сталью. Машина оборудована современными аэронавигационными приборами, среди которых наиболее замечательным является гиро-магнитный компас. Этот прибор позволяет вести самолет в любой метеорологической обстановке с минимальным отклонением от заданного курса. У нас будет и радиостанция, при помощи которой мы сможем поддерживать в полете двустороннюю связь с землей.
Самолет подготовлялся под повседневным наблюдением инженера полярной авиации тов. Трофименко. Замечательно работали инженеры Васенко и Колесник, мастера тт. Морозов и Демидов, бригадир-монтажник тов. Маленок и контролер тов. Гусаров. Машина отлично оборудована. Она имеет теплые застекленные кабины; при любом морозе экипаж будет работать в относительно нормальных условиях. Наркомат пищевой промышленности снабдил нас прекрасным продуктами.
Экипаж у нас подобрался дружный. Вторым пилотом полетит опытный летчик майор В. А. Пацынко. Штурманом на самолете будет тов. Штепенко, прекрасно знакомый с аэронавигацией и радиосвязью. В прошлом году Штепенко с летчиком Черевичным летал на Ляховские острова. Со мной он летал в 1933 год на Вайгач и Новую Землю. В этом году он провел Карскую экспедицию с летчиком тов. Козловым. Механиками на нашем самолете будут тт. Чагин и Демидов. Кром того, с нами полетит помощник начальник политуправления Главсевморпути т. Басс, специальный корреспондент «Правды» и кинооператор.
Мы уверенно начинаем наш перелет. Мы убеждены в том, что по путям, где впервые полетим зимой, скоро наши летчики поведут самолеты регулярных рейсов. Наша роль — быть разведчиками, испытателям новых воздушных дорог. Я помню, что в 1932 году полет на Вайгач был делом крупнейшего масштаба. Сейчас—это будни. Так будет и с трассой нашего полета.
Летчик Ф. ФАРИХ.

А так статья выглядит в газете "Правда". Чтоб увидеть её в полном размере, нужно щёлкнуть по ней мышкой.





Tags: В.Ворыгин, Освоение Арктики, Фарих, полярные перелёты
Subscribe

  • Ещё раз об американской гордости

    Смотрела сегодня передачу "Музейные тайны". Сюжет такой. Заканчивается война во Вьетнаме. Благородный американец находится среди вьетнамских детей…

  • Ещё раз о подсолнухах

    Совсем недавно я написала о подсолнухах и поместила фотографию с полем, полных зрелых тёмных шапок. В комментариях nadiyafeja

  • Детские письма

    lost_buddha написал пост о письмах детей в ГУЛАГ. В нашей семье тоже хранятся такие письма. В 1937 году дедушка был сослан на 5 лет.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment