besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Семейные легенды.Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция(17)

В 113 номере газеты «Правда» от 23 апреля 1936 года рассказывалось о беседе с полярным лётчиком Махоткиным, находящимся в бухте Тихая. А в этом номере - рассказ М. Водопьянова о перелёте в бухту Тихая с острова, где ему пришлось посадить самолёт.

«Правда» от 25 апреля 1936 года (№ 115)

Экипажи самолетов «Н-147» и «Н-128», совершившие большой арктический перелёт Москва - Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа»):бортмеханник Ф. И. Бассейн, Герой Советского Союза М. В Водопьянов, штурман-радист С. А. Иванов, полярный летчик В. М. Махоткин, бортмеханик В. Л. Ивашин и штурман-радист В. И. Аккуратов.

Пять дней на необитаемом полярном острове
(По радио от специального корреспондента «Правды»)

16 апреля, в 18 часов, мы с Махоткиным вылетели с мыса Желания в бухту Тихая, на земле Франца-Иосифа. Лететь решили по радиомаяку. Через час с минутами над Баренцевом морем попали в туман. Я потерял самолёт Махоткина из виду. Чтобы не столкнуться с ним в воздухе, я начал пробиваться сквозь туман. Пробился. Вверху ясная погода. Летел по курсу и ориентировался по сигналам радиомаяка. Он непрерывно передавал в эфир азбукой Морзе буквы «А» и «Н». Точка тире, тире точка была слышны ровно, отчетливо. Под нами лежало море. Видимость — 50 километров. Я был уверен, что Махоткин идет впереди.
Через несколько минут мне показалось, что справа внизу летит самолет Махоткина. На самом деле это была полынья, имевшая очертания самолёта.
Через 2 часа 40 минут после вылета вдруг исчезли сигналы «А», подававшиеся радиомаяком. Я стал отклоняться вправо, чтобы услышать сигналы, но они так и не появилась.
Впереди я заметил землю и дал распоряжение радисту Иванову, чтобы он немедленно оставил радиопеленгатор и связался с бухтой Тихой. Мы летели над землей.
Как ни старался Иванов связаться с Тихой, ему это не удалось. Запас горючего у нас был взят только на 7 часов, а мы находились в воздухе уже 4 часа 30 минут. Я решил сесть и выждать погоду.
Подрулили к пологому берегу неизвестного острова. Переночевали в самолете.
На другой день, 17 апреля, несмотря на сильный ветер, нам удалось установить трехместную палатку. Мы разожгла примус, влезли в спальные мешки в сразу почувствовали себя лучше, а главное — в тепле. Отогревшись, я вышел из палатки и увидел на юге остров. Что это за остров — я не знал, как не знал, где мы сели.
Я решил отправиться на этот остров и выяснить место нашей посадки. Мне показалось, что до острова не больше шести километров. Взяв винтовку, плитку шоколада и немного сахару, подгоняемый 30-градусным морозом и северным ветром, я легко шел по твердому снегу к цели. Однако я ошибся в расчетах и за это едва крепко не поплатился. Прошло два с половиной часа, а остров казался все еще на таком же расстоянии, как в начале пути.
Самолета я не видел. Приходилось подниматься на высокие ледяные горы, чтобы увидеть свою машину. Хотелось во что бы то ни стало достигнуть острова. Стоя на одном из айсбергов, я долго колебался, что делать? Ветер пронизывал меня насквозь. И подумал: вдруг ухудшатся погода, заметет следы, мне тогда не найти самолет: надо возвращаться!
Обессиленный, почти задыхаясь, я ввалился в палатку. Здесь я почувствовал себя как в роскошном дворце.
На третьи сутки погода улучшилась. Видимость — до 100 километров. На юге и западе открылась острова.
Мы решили проверить наличие бензина. Оказалось, горючего у нас — на два часа полета. Погода хорошая, можно лететь!
Наконец, вылетели. На высоте 1.000 метров я ясно определил место своей посадки. Оказалось, что мы находились на широте 81,8 градуса, на острове Греам Белля. Набирая высоту, мы через Землю Вильчека вышла на острова Галля и Сальм, а затем взяли курс на запад, на остров Гукер. Погода резко ухудшилась, пришлось снизиться до 100 метров. С большим трудом нам удалось обойти остров Гукера с левой стороны. Через 1 час 35 минут после вылета мы благополучно снизились в бухте Тихой, где нас радушно встретили зимовщики и экипаж Махоткина, прилетевшего в тот же день. Сейчас звено снова в сборе. При наличии хорошей погоды полетим дальше.
М. ВОДОПЬЯНОВ.
Бухта Тихая, 24 апреля.

А так заметка выглядит целиком в газете "Правда".Чтоб увеличить размер изображения, щёлкни по нему мышкой

Ссылки на другие записи о Первой советской высокоширотной воздушной экспедиции можно найти здесь

Tags: Арктические перелёты, В.Ворыгин, Водопьянов, Махоткин. Арктика

• Ещё раз об американской гордости

Смотрела сегодня передачу "Музейные тайны". Сюжет такой. Заканчивается война во Вьетнаме. Благородный американец находится среди вьетнамских детей…

• Ещё раз о подсолнухах

Совсем недавно я написала о подсолнухах и поместила фотографию с полем, полных зрелых тёмных шапок. В комментариях nadiyafeja

• Детские письма

lost_buddha написал пост о письмах детей в ГУЛАГ. В нашей семье тоже хранятся такие письма. В 1937 году дедушка был сослан на 5 лет.…