besedy_nadache (besedy_nadache) wrote in bytovye_xroniki,
besedy_nadache
besedy_nadache
bytovye_xroniki

Categories:

Театр

Сирано де Бержерак 17.10.2018. Театр на Малой Бронной

Смотрела спектакль первый раз. Пьеса очень известная. У каждого есть своё, уже сложившееся представление о героях. Но то, что я увидела совсем с моим не совпало.
Первоначальные впечатления были несколько фрагментарные. Всё-таки спектакль большой, 3 часа; героев много, и у каждого своя линия в спектакле. Но потом как-то появилось более целостное восприятие. О нескольких персонажах.
Рагно.
Сразу обращает на себя внимание его костюм. Вроде и белый, но не повар. И фигура – тонкий, юный, трогательный. Штаны буф придали образу артистичность, лёгкость, детскость. Может быть он и кулинар, но поэт. Даже рецепты у него в стихах. Если человек по натуре поэт, он не может иначе. Надо как-то жить, вот и приходится кулинарить. Никто его не понимает, кроме Сирано, который пытается защитить Рагно. Сирано –гвардеец. Кто для него этот кухмистер? И всё-таки он поддерживает его, собрата по поэтическому цеху, потому что понимает, насколько это редкий дар.
А сам поэт-кондитер восхищается Сирано, его стихами, беззаветно верит в него. Когда же Рагно был брошен всеми и разорён, Сирано приходит на помощь. И Рагно сохранил благодарность к нему. Спустя годы он рядом. Так же трогательно заботится о поэте. Рядом в момент, когда Сирано получает смертельный удар. Рядом в момент смерти Сирано.
Кристиан.
Буквально с первой встречи с Сирано исчезает впечатление, что он глупый красавчик. Он смел. Несмотря на предупреждение гвардейцев, предупреждавших об осторожности в обсуждении носа Сирано, он ведёт себя дерзко. Но узнав, что Сирано брат Роксаны, он мгновенно меняется, и открывает поэту свою душу.
Он вовсе не глуп. Просто он другой. Сильный, смелый, красивый. Но не создан он для стихов. В его груди бушует страсть, но он не в силах выразить её. И что? Не каждому суждено родиться гениальным поэтом. Завоевав внимание Роксаны со стихами Сирано, Кристиан пытается предстать пред ней в своём подлинном виде, без поддержки Сирано . Но - увы.
Кристиан поддаётся на уговоры Сирано, и вновь возвращается ко лжи. Почему он согласился на обман? Он молод, и ещё не понимает, что нельзя изменять самому себе, даже если сегодня это сулит тебе победу. Предав себя, ты предаёшь своё будущее. Наступает завтра, и приходит понимание иллюзорности такой победы, крушение мечты, счастья. Кристиан вовсе не глуп, как о нём говорится несколько раз в пьесе. С ужасом он слушает внезапно появившуюся Роксану. Сильный и страстный, он в отчаянии. Его положение безысходно. Кристиан погибает.
У меня нет сомнений. Его смерть – расплата за попытку прожить чужую, не свою жизнь. Он отказался от свой жизни и исчез. А если бы в ту ночь он остался бы собой и не пошёл на поводу у мимолётных желаний? Может быть, Роксана оценила, хоть и не сразу, его мужественность, любовь, преданность?
Роксана.
Раньше я считала, что Роксана – розовая фея, порхающая по облакам поэзии. Не представляла себе Ольгу Ломоносову в образе феи. Так оно и оказалось.
Роксана, избалованная и капризная барышня. Вокруг неё мужчины, готовые выполнить любое её желание. И она вертит ими, как хочет. Ей в голову не приходит, что что-то может быть не по её. Вот появился Кристиан, необыкновенный красавчик. Он должен быть одарён, умен и гениально писать стихи. Потому что она это любит, а значит, так оно должно быть. А если не так? Тогда Роксана топнет своей маленькой ножкой в жёлтом чулочке, и будет так. Её вообще не интересует, каков он, Кристиан. Он такой, как она хочет, и всё!
Самое интересное, что она своего добилась.
Но читая стихи Кристиана-Сирано, Роксана меняется. Нет, она такая же взбалмошная. Её «хочу» ведёт в опасный путь на боевые позиции. Но она живёт уже в другом мире, в мире любви, который ей подарил Сирано. И ничего нет лучше этого мира. Её капризы, прихоти, сумасбродство, исчезают. Остаётся бесконечная любовь. Эта любовь остается с ней после гибели любимого. Она в «его» письмах.
Роксана живёт с этой любовью. Погружается в неё на многие годы , не видя ничего вокруг.
Я смотрела на Ольгу-Роксану в последней сцене. Она стояла на том же месте( на сцене), где и Сирано в ту ночь, когда говорил ей голосом Кристиана о любви. Она говорила о своей потере, потере человека, которого бесконечно любила, плакала. Но голос её был негромок. Роксана ещё в полной мере не осознала свою утрату. Её горе – впереди.
Сирано.
Обычное представление – хулиган, драчун, задира. У Григория Антипенко не хулиган, не драчун, не задира.
Да, пьеса начинается с того, что он срывает представление. Но не из хулиганских побуждений. Сирано не любит бездарность и борется с ней, как может. Но он чувствует талант в Рагно и помогает ему.
Сирано подрался с сотней человек? Нет, он принял бой. Это сотня драчунов напала на него. Просто он великолепный фехтовальщик.
Сирано задира? Он просто не терпит насмешек в свой адрес.
Но это всё не главное. Главное, он поэт. Он талант. За это его любят беззаветно.
Когда мы обсуждали Сирано сразу после спектакля, мне в голову пришло слово, которое, наверное, странно прозвучит в этом контексте. Это слово – ответственность. Что такое ответственность? Это умение принять сложное решение, воплотить его в жизнь и отвечать за все последствия решения. Причём , решение касается не только тебя лично, но и других людей. Особенно сложно, если это близкие тебе, любимые люди. Часто, так определяется их судьба.
Как Кристиан колебался, когда Сирано предложил ему взять любовное письмо к Роксане, так и Сирано не сразу решился отдать письмо ему. Что им двигало? Он не хотел, чтоб его любимая Роксана расстроилась, разочаровавшись в Кристиане, или чтоб она прочла слова его любви. Мне кажется, решение было принято спонтанно, но оно определило все дальнейшие события.
Точнее сказать , дальнейшие события наложились на любовь Сирано к Роксане. Сирано стал отвечать за судьбу и Кристиана, и Роксаны, полностью подчинив этому свою судьбу. Пока был жив Кристиан, Сирано жил в письмах к Роксане. Он помог им обвенчаться, пытаясь помочь счастью Роксаны. Но после смерти юноши, его жизнь практически оборвалась. Быть рядом с Роксаной, оберегать её – это всё, что у него осталось.
Аня как-то сказала мне о Сирано: «Это не трагедия».
А по - моему трагедия. И не одна.
Длинно получилось, но перечитывать не буду. А то как начну исправлять...

Григорий Антипенко. После спектакля



предыдущая запись "Театр"
следующая запись "Театр"

предыдущая запись
следующая запись
Tags: Григорий Антипенко, Ольга Ломоносова, Павел Сафонов, Сирано, Театр, театр на Малой Бронной
Subscribe

  • Кот на даче

    Вот он, настоящий хозяин нашей дачи Сегодня, когда мы бегали по участку, суетились, собирая урожай, он спокойно сидел на дорожке. Просто ждал,…

  • «Добавим Красного Словца в Песенку про КУЗНЕЧИКА»

    Здравствуйте ЗЕЛЕНЫЙ КУЗНЕЧИК сидел в пакете с килограммом недавно купленной вишни. Сразу вспомнилась детская песенка: «В траве сидел…

  • «Мастер-класс по оЗЕЛЕНению»

    Здравствуйте Прилетел недавно вот такой специалист оЗЕЛЕНитель. Говорит: «Какое всё красивое, какое все ЗЕЛЕНое. Озолотить не озолочу, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments